Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее
Конфуций / Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее

Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным открытием.УЧИТЕЛЬ НА 10 ТЫСЯЧ ПОКОЛЕНИЙ

Кун-цзы, как зовут Конфуция на родине, жил в VI веке до нашей эры. Он является, наверное, первым в истории примером того, что сегодня мы называем «self-made man». Сын обедневшего воина из низшей знати и его младшей жены, Цю Хун (как будущего мудреца звали родные), он почти не знал своего отца и с детства должен был содержать себя и мать, берясь за любые ремесла, что было немыслимо для аристократа того времени.

В отрочестве, вскоре после смерти матери, он отдался изучению ритуалов и постижению музыки – важнейшим из шести искусств того времени, которые позволяли человеку называться образованным. В обучении сразу проявилась его особая хваткость и желание проникнуть в самую суть, которые стали отличительной чертой конфуцианского учения, а затем и национального характера китайцев. Благодаря этим качествам Конфуций стал известен во всей Поднебесной.

Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее

Он, без преувеличения, был самым образованным человеком своего времени и за свою, весьма богатую событиями, жизнь успел написать пять книг, до сих пор считающихся эталоном мудрости. А главное – сама его жизнь стала подтверждением того, что даже один человек, при достаточном упорстве и уверенности в своей правоте, может изменить целый народ.

Конфуцианство лежит в основе мировоззрения в Китае уже 2 500 лет. За все это время было лишь два коротких периода гонений на учение Конфуция: в начале III века и в 1970-е годы.

Красота ритуала

«Говорят, мол, ритуалы, ритуалы! Но разве здесь идет речь только о нефрите и шелках?»

На первый взгляд, мало какой народ сохранял на протяжении всей своей истории такую приверженность ритуалам и традициям, как китайцы. Именно в Поднебесной были разработаны чайная церемония и фэн-шуй, который не что иное, как подчинение течения жизни пространственно-предметному ритуалу. Но на самом деле ритуал важен для всех людей. Это особенно видно на примере маленьких детей, для которых традиции, действия, повторяющиеся изо дня в день в одно и то же время, – сигнальные огни для ориентации в сложном и нестабильном мире. Потом дети вырастают и открывают для себя свободу воли. Некоторое время она пьянит, но затем выясняется, что без твердой почвы под ногами и надежных «разметок» идти по жизненному пути совсем непросто. И повзрослевшие дети находят утешение в том, что изобретают новые устои.

Похожая вещь происходит и с целыми народами. В XVIII-XIX веках европейцы, только познакомившиеся с китайской цивилизацией, посмеивались над их церемонностью и способом организации жизни, которая казалась механистичной и искусственной. Но после того, как в ХХ веке депрессия стала главным бичом «длинноносых» (так называли нас китайцы), они обратились к тысячелетнему опыту Востока и обнаружили, что простое «отправление ритуалов» дает удивительные результаты!

Но Конфуций говорил о большем, чем о точном выполнении предписаний. Высшее назначение ритуала – превратиться в естественное действие, способствующее установлению гармонии в душе и в окружающем мире. Если ты сможешь осуществить это на практике, превратив рутинные повседневные мелочи в красивый ритуал, наградой станет ощущение полноты жизни, к которому все мы стремимся.

Искусство думать сердцем

«Благородный муж участлив без пристрастности, Ничтожный человек пристрастен без участливости»

Основное отличие неевропейских цивилизаций от европейской в том, что только в последней такое значение придается деятельности мозга, логике. В Китае (как и в Индии, и в культурах индейцев Америки) основным органом мышления (и принятия решений, кстати) было сердце. Это совсем не значит, что нужно идти на поводу у эмоций. Кстати, последние исследования в области психофизиологии показывают, что насчет распределения рассудка и чувств правы были остальные народы, а не европейцы: большая часть «застилающих разум» эмоций идет от головы, а именно – от гипофиза и левого «логического» полушария, обладающего несчастливым даром искажать реальную картину и действовать в отрыве от действительности.

Главный принцип мышления сердцем – правдивость. «Человеку – и не быть правдивым? Не ведаю, возможно ли такое. Если в повозке не скреплены оглобли с перекладиной, разве можно на ней ездить?». Чтобы научиться думать сердцем, нужно, в первую очередь, перестать обманывать себя и смело смотреть в глаза фактам. Особенно это касается сферы взаимоотношений с любимым, близкими, коллегами. Когда кто-то слишком долго ссылается на «объективные обстоятельства», вспомни, что по поводу строк старинной песни «Я ли о тебе не думаю? Да дом твой далеко…» Конфуций заметил: «Не думает. Иначе был бы недалеко». Свет правды жесткий, но только он позволяет избавиться от иллюзий.

Стремление к сути

«Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться, Встретив недостойного, вникай внутрь себя»

«Неприкрашенная суть, нерасцвеченная белизна» – вот что Конфуций ценил больше всего. «Не стоит учить того, кто по одному углу не в состоянии судить о трех остальных», – сказано в поучениях мудреца его ученикам. Без проницательности нечего и мечтать о жизненном успехе – эти слова справедливы и сегодня. Тренируй в себе внимание, интуицию, память. И не досадуй, что на это уходит больше времени, чем нужно для поверхностного скольжения по ситуации. Пусть тебя вдохновляет рассказ китайского историка Сыма Цяня, жившего через 300 лет после Конфуция, о том, как Учитель обучался игре на цине (семиструнной лютне). Придя к самому знаменитому учителю музыки Ши Сяну, Конфуций быстро освоил первую предложенную мелодию. Но когда Ши Сян предложил двигаться дальше, Конфуций ответил: «Я овладел мелодией, но не искусством исполнения». Затем он поставил цель понять «выразительность устремленности» этой песни. Но перейти к следующей согласился лишь когда, исполняя все ту же мелодию, смог ясно представить, какой человек сочинил ее.

Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее

Еще 50 лет назад такой подход назвали бы непродуктивной тратой времени. Сегодня же, когда стало ясно, куда в конечном итоге ведет спешка, история об игре на цине воспринимается как готовая модель по превращению в профессионала. Чем меньше ты торопишься, тем больше времени у тебя остается – в век скоростей эта истина становится все более очевидной.

Учение о середине

«Ничем не дорожи и не пренебрегай, А следуй лишь тому, что справедливо»

Главным врагом Благородного человека и Равновесия Неба Конфуций считал крайности. Он проповедовал осторожность и осмотрительность, говоря, что сражение скорее выигрывается теми, кто заботится об отходных путях и просчитывает свои и неприятельские шаги, чем героем, готовым голыми руками задушить тигра и в одиночку броситься в атаку на сотню врагов. Умеренность, осторожность, ответственность за каждое свое слово и поэтому тщательное взвешивание слов и поступков – вот что служит высшей цели. Даже о ритуалах Учитель Кун говорил, что в них «бережливость предпочтительней расточительности». Учение о Середине имеет еще один важный и сложный для выполнения аспект. Задача Благородного человека, самому придерживаясь середины, служить гармонизатором, «уравновешивателем» всех встречающихся ему дисбалансов. В таком контексте становятся понятны предписания: «С подчиненными будь ласков, а с начальством – тверд», «Нехорошо, когда все тебя любят. И когда все ненавидят – тоже плохо. Пусть хорошие любят, а плохие ненавидят – тогда будет по справедливости».

Попробовав воздерживаться от слишком восторженных (а тем более от крайне негативных) эмоций и суждений, ты через некоторое время обнаружишь, как много у тебя остается сил для внутреннего роста и внешних свершений. Эмоции – учат современные биоэнергетики – это валюта Космоса. Тот, кто слишком щедро расходует их, никогда не достигнет благополучия. Конфуций уже 2 500 лет назад утверждал то же самое. И не во внешней ли невозмутимости китайцев скрывается секрет их экономического роста?

Загадочная человечность

«Прекрасно там, где человечность. Как может умный человек, имея выбор, В ее краях не поселиться?»

Прожить жизнь духовно по Конфуцию – значит, прожить ее, воспользовавшись всеми шансами, подаренными судьбой. Эта установка, высказанная Конфуцием, гораздо больше похожа на европейский прагматизм, чем на большинство религиозных и эзотерических течений, считающих презрение к материальным благам необходимым условием для достижения просветления. Но это не значит, что стать конфуцианцем можно, всего лишь думая о своей выгоде и игнорируя духовные законы и потребности окружающих.

Центральная и, одновременно, самая загадочная категория конфуцианства – это Жэнь – «Человечность». «К чему ритуалы, если, будучи человеком, не проявлять человечности?» Но человечность Конфуция далека от безудержного филантропства. Человечность – это умение трезво оценивать поступки людей, проявлять гибкость, изменять обстоятельства там, где можешь их изменить, и избегать пассивного смирения перед тем, что считаешь неправильным. Быть человечным – изменять мир к лучшему, не прибегая к насилию. Конфуций, правда, не был уверен, что знает людей, способных всегда соответствовать этому требованию, но считал, что каждый может быть человечным один день, а за ним – еще один, и еще... И в этом для него и его последователей скрывается мудрость Пути.

Советы на каждый день

Китайский способ выражаться так туманен и образен, что многие изречения мудрецов, даже несмотря на многочисленные ученые комментарии, не становятся понятными до конца. Однако некоторые высказывания Учителя 10 000 поколений настолько прозрачны, что могут восприниматься почти буквально. И стать достойным девизом на каждый день!

- Не стыдись обращаться за советом к низшим – это и называется учиться.

- В дела другого не вникай, когда не на его ты месте.

- Не бойся исправлять свои ошибки, но не ищи оправданий.

- Не садись на циновку, постланную криво.

- Небольшое нетерпение может помешать великим замыслам.

- Говорить, не замечая мимики, – это слепота.

- Не ищи в ком-то одном всех достоинств.
Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Разве истинная человечность далеко от нас? Стоит возжелать ее, и она тут же окажется рядом!

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.

Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от неприязни.

Если сам прям, то все исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?». Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром».

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

Учитель сказал: «Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду».

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

      Смотрите также

      Идеальное в рамках философской науки
      ...

      Возникновение марксистской философии и ее судьба в XX столетии
      ...

      Даосская концепция проявленного Дао
      ...