Введение
Другое / Классификация суждений / Введение

Познавая предметы и явления окружающего мира, выделяя у них определенные признаки, мы выражаем суждение. Например: "Право есть надстройка"; "Преступление есть деяние общественно опасное"; "Кража осуществляется только умышленно" и т.д.

Суждением называется мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах и явлениях объективной действительности.

Суждение отображает наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, признаков, связей и отношений. В суждении выражается наше знание о самом существовании предметов и явлений и обо всех многообразных связях и отношениях между предметами, явлениями и их свойствами. С помощью суждений мы охватываем предмет в самых разнообразных его проявлениях. Так, выражая суждение: "Право есть воля господствующего класса"; "Право есть надстройка"; "Право есть совокупность правил поведения"; "Право не существует без государства"; "Право есть способ проведения политики" и т. д., мы обнаруживаем самые разнообразные стороны права и его связь с другими явлениями.

Таким образом, суждение – это не просто связь понятий или представлений, за которыми нет никакой реальности, как твердит идеалистическая логика, а отображение действительно существующих существенных связей и отношений между предметами.

Суждение состоит из субъекта, предиката и связки. Субъект – это то, о чем идет речь в суждении. Субъект – не сам предмет действительности, а понятие о нем. Субъект отражается буквой S (первая буква латинского слова subjectum). Предикат – это то, что говорится в суждении о предмете мысли. Предикат является понятием о том, что утверждается или отрицается о предмете, выраженном субъектом. Отражается предикат буквой Р (от латинского слова praedicatum). Связка в суждении является отображением связи, существующей между предметом мысли и определенным свойством; связка устанавливает, принадлежит или не принадлежит предмету суждения свойство, мыслимое в предикате. Связка выражается такими словами, как "есть", "не есть" и тому подобное.

Суждение как форма мышления единственное целое. Каждая из частей суждения (субъект, предикат и связка) отдельно не может составить суждения. Одну часть суждения нельзя отрывать от второй и абсолютизировать. Субъект в суждении не может быть субъектом без предиката, а предикат – без субъекта. Оба они немыслимые без связки между ними, в результате которой они и становятся субъектом и предикатом суждения. Потому неправильная мысль о том, будто существуют суждения бессубъектные или беспредикатные. Суждение без субъекта, либо без связки, либо без предиката быть не может. Если есть предикат, то должно быть и субъект; если есть субъект, то должно быть и предикат. Если в суждении говорится что-то, то должен быть назван и тот предмет мысли, которому принадлежит или не принадлежит это "что-то". Если в суждении имеющийся субъект, то необходимо обнаружить и его предикат, то есть то, что утверждается или отрицается о предмете, выраженном субъектом.

Смотрите также

Философское учение о познании
...

Гуманизм как общественно-историческое явление
...

Нонконформизм
...